О некоторых вопросах оборота сельскохозяйственных земель

1 076 просмотра(ов)

Одним из актуальных вопросов в работе Министерства государственного имущества Республики Марий Эл является оборот земель сельскохозяйственного назначения, который регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее-Федеральный закон) и Законом Республики Марий Эл от 4.12.2003 № 48-З «О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл».

Земли сельхозназначения имеют особое экономическое, социальное и экологическое значение. По состоянию на 1 января 2013 г. земли сельскохозяйственного назначения на территории Республики Марий Эл составляют 769 тыс. га, в том числе 704 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Из общего числа сельскохозяйственных угодий в собственности граждан находится 327, 4 тыс. га сельскохозяйственных земель, преимущественно в общей долевой собственности.

Совершенствование правовых механизмов охраны земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование собственника к эффективному использованию таких земель, а также вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в хозяйственный оборот являются приоритетными направлениями в работе министерства. Решению данных вопросов способствуют ряд законодательных актов, принятых на федеральном уровне, к числу которых относится Федеральный закон от 29.12.2010г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Внесенные изменения и дополнения в части совершенствования оборота сельхозземель обстоятельно были рассмотрены на выездных семинарах-совещаниях во всех муниципальных районах с участием глав администраций городских и сельских поселений, руководителей сельскохозяйственных организаций и глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, обеспечивалась разъяснительная работа по надлежащему использованию земельных участков в республиканских и районных средствах массовой информации, на собраниях собственников земельных долей.

Согласно части 8 статьи 12.1 указанного выше Федерального закона орган местного самоуправления поселения или городского округа вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

По инициативе Мингосимущества проделана целенаправленная работа по определению невостребованных земельных долей граждан и формированию земельных участков в счет таких долей. Администрациями муниципальных образований совершены необходимые действия, предписанные Федеральным законом в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона:

– установления списка собственников невостребованных земельных долей;

– принятия компетентным органом местного самоуправления решения об образовании земельного участка в счет невостребованных земельных долей;

– публикации в средствах массовой информации сообщения о невостребованных земельных долях с указанием их собственников;

– утверждение на общих собрания собственников земельных участков списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.

По сведениям, поступившим из администраций муниципальных районов, общая площадь невостребованных земельных долей составляет 154,2 тыс. га. Из этого числа проведены кадастровые работы на площади
50,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий и поставлены на государственный кадастровый учет 851 земельный участок, по которым в соответствии с существующим земельным законодательством проводится работа по признанию права собственности муниципальных образований.

Всего в Республике Марий Эл по состоянию на 15.03.2013г. подано исковых заявлений в суды общей юрисдикции по признанию права собственности муниципальных районов на 157 земельный участок общей площадью более 15 тыс. га. Кроме того, приняты на учет в Управлении Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл в качестве бесхозяйной вещи 59 земельных участков сельхозназначения, сформированные в счет невостребованных долей. Вынесено судами решений о признании права собственности муниципальных образований на 141 участок.

Реализация данного направления работы сопряжена с определенными трудностями. Суды общей юрисдикции считают, что выделение долей умерших граждан в земельные участки с последующим признанием права собственности публичного образования в порядке ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ недопустимо. И это несмотря на то, что исковые заявления администраций муниципальных образований содержат сведения о совершении муниципальным образованием действий, предписанных Федеральным законом (п. 5 ст. 13). Тем более в процессуальной литературе возможность рассмотрения в одном производстве дел как в отношении собственников, не распорядившихся своими долями, так и их наследников находит свою поддержку. Кроме того, раздельное рассмотрение дел в отношении собственников невостребованных земельных долей и наследников собственников не способствует эффективному применению указанного Федерального закона, ограничивает сферу его действия, приводит к затягиванию процесса.

В течение 2010 – 2012 годов в соответствии со статьей 8 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 г. № 48-З «О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл» в рамках реализации преимущественного права Республики Марий Эл на покупку земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, Мингосимуществом рассмотрено 465 извещений граждан о продаже 359 земельных участков общей площадью более 12 тыс. га. По результатам рассмотрения извещений, с учетом заключений Минсельхозпрода Республики Марий Эл, министерством приняты решения об отказе от покупки Республикой Марий Эл в собственность продаваемых гражданами земельных участков. Таким образом, к использованию данных земельных участков сельскохозяйственного назначения пришли более эффективные собственники.

В соответствии со ст. 30.2 Федерального закона от 21 июля
1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” осуществляется государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.

В республике данной правовой возможностью воспользовались 1350 собственников земельных долей, в результате у муниципальных образований, на территории которых находится долевой земельный участок, возникло право муниципальной собственности на такие доли.

Для вовлечения их в хозяйственный оборот органам местного самоуправления предстоит осуществить подготовку проекта межевания земельных участков и провести кадастровые работы.

Отдел управления земельными ресурсами