История развития маршрутного такси в Йошкар-Оле

2 347 просмотра(ов)

Маршрутные такси в Йошкар-Оле работают с незапамятных времен. Предположительно, с 1977 года. Начало им положило ПАТП-2. Для работы использовались автобусы РАФ-2203 (были модификации 2203-01, 22038-01). В конце 90-х наблюдалось 4 экземпляра, работавших на самых разных маршрутах. Направление на тот или иной маршрут давал, как и полагается, диспетчер. Кто следил за пассажиропотоком в течение дня – неизвестно. Первые частные операторы появились в конце 90-х. Первый частный автобус – зеленый РАФ-2203 ездил по маршруту №1а уже в 1998 году. Позже приобрели “Газель”. Она работала на маршруте 1Б или 3, как хотел водитель, видимо.

“Бум” случился в 1999 году, когда на средства республиканского бюджета были приобретены 48 автобусов ГАЗ-322132. Не все сразу, а постепенно. В 1999 году планировалось их и направить в ПАТП-1. Но из-за отсутствия в парке необходимого оборудования для сервиса (подъемные механизмы), их перенаправили в МП “ТТ”. Сначала на улицах появилось 2 “кремовых” автобуса с зелено-красными наклейками “Маршрутное такси”, “Муниципальное предприятие троллейбусного транспорта”. Первый был замечен на 3 маршруте. Через несколько дней пригнали еще 3 машины, потом еще 2, еще 4 и т.д. Пока всего не стало 48 единиц. Параллельно выходили на работу, осознав возможность подзаработать, владельцы стареньких “Рафиков”. А кто успел подсуетиться и заработать, покупали “Газели”, чаще новые, но некоторые – подержанные.

Все микроавтобусы работали по существовавшим маршрутам автобусов, позднее и троллейбусов. Больше их было на маршруте №1. В часы пик интервалы достигали нескольких секунд, поскольку автобусов было немереное количество – более 40 в каждую сторону. Каждый старался подрезать конкурента. Тогда все были конкурентами, работая на себя. Позднее частники стали объединяться в группы, чтобы работать организованно, соблюдать очередь. Каждое воскресенье “единичники” проводили собрания для обсуждения разных вопросов, связанных с их бизнесом.

Весной 2001 года из города частники ринулись покорять садоводов. Думали, что с городских линий народ исчезнет и будет находиться на Привокзальной площади. Сезон открылся. Так и случилось. Но не усмотрели они, что здесь работают другие частники на автобусах ПАЗ и КАвЗ (последних позднее перестали допускать). Ребята “вежливо” просили по-хорошему убраться. Кто не хотел по-хорошему – тех начинали выживать.

В 2001 году возникли не совсем правильные идеи организовывать собственные маршруты (для ясности: новый маршрут, согласно технической литературы, организуется при проектировании города, учитывается предполагаемый пассажиропоток, места “пассажирообразования”, согласуется с Администрацией города, транспортной организацией, дорожными службами, ГИБДД…). Если бы все автобусные маршруты ПАТП-1 как следует обслуживало, то маршрутные такси удалось бы оттеснить. А грамотная политика перевозок могла бы вообще их исключить (в Коломне их вовсе нет).

В 2003 году маршрутные такси стали работать и в ЙПАТП-1. Автобусы ПАЗ-32050R в этом году были приобретены и направлены на городские маршруты №№ 1, 2, 7, 9. Иногда появлялись на других линиях, как-то даже и на “шестерке”. Также для дополнения были перебиты номера нескольких старых 3205 из 3-й колонны в первую (16, 52, 57 и другие).

На сегодняшний день маршрутные такси работают более организованно, чем на начальной стадии. Запрещена перевозка пассажиров стоя, если конструкция автобуса это не позволяет, необходимо пристегиваться ремнем безопасности.

Не за горами замена “Газелей” на более совершенные машины. Вернее, на более подходящие для такой работы – сертифицированные и безопасные. Ряд городов уже отказались от “Газелей”. Альтернативы сегодня есть: фирмы “Самотлор-НН”, “Нижегородец”, “София”, “Луидор”, “ГолАЗ” производят малые автобусы на базе импортных моделей. ПАЗ и РЗГА строят автобусы на базе Хендэ. Первый – с бразильским кузовом, второй – со своим, но из корейских машинокомплектов.

Автор: Андрей Кожин.

Источник: yolatrans.ru